Областью профессиональной деятельности бакалавров по направлению 09.03.04 Программная инженерия является индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.
- Cовременная научно-техническая область и новое образовательное направление:
- программная инженерия качественно отличается от других инженерных дисциплин принципиальной нематериальностью программного обеспечения и дискретной природой его функционирования;
- для достижения требуемых результатов программная инженерия должна стремиться интегрировать принципы математики и информатики с инженерными подходами, разработанными для производства осязаемых материальных артефактов;
- основываясь на математике и информационных технологиях (computing), программная инженерия занимается разработкой систематических моделей и надежных методов производства высококачественного программного обеспечения;
- данные принципы распространяются на все уровни, от теории и методологии до реальной практики создания программного обеспечения
Основные дисциплины
Общая математика: математический анализ; алгебра и геометрия; теория вероятностей и математическая статистика.
Компьютерная математика: дискретная математика; математическая логика и теория алгоритмов; вычислительная математика; теория автоматов и формальных языков.
Базовое программирование: программирование; объектно-ориентированное программирование; построение и анализ алгоритмов; алгоритмы и структуры данных; базы данных; компьютерная графика; криптография и защита информации; web-технологии.
Программно-аппаратная платформа: архитектура компьютера; операционные системы; архитектура распределенных вычислительных систем; сети и телекоммуникации.
Программная инженерия: введение в программную инженерию; разработка и анализ требований; проектирование и архитектура программных систем; конструирование программного обеспечения; тестирование программного обеспечения; проектирование человеко-машинного интерфейса; разработка прикладного программного обеспечения с графическим интерфейсом; качество и метрология программного обеспечения; управление разработкой и экономика программных проектов.
При обучении студент самостоятельно формирует свою образовательную программу, выбирая 11 из 22 дисциплин (по выбору студента), содержащихся в учебном плане. Среди этих дисциплин: программирование на ассемблере; функциональное программирование; логическое программирование; разработка приложений для мобильных платформ; технологии программирования виртуальной реальности; параллельные алгоритмы; распределенные алгоритмы; верификация программ; теория вычислительной сложности; методы оптимизации; теория принятия решений; физические основы информационных технологий; основы цифровой схемотехники; цифровая обработка сигналов; цифровая обработка изображений; разработка программного обеспечения информационных систем; основы технологий хранения данных.
Практики
В ходе прохождения обучения в бакалавриате и магистратуре для студентов предусмотрено прохождение практики – по 2 в каждом случае. Студенческая практика по направлению «Программная инженерия» проходит в компаниях Google, «Моторола ЗАО», «Транзас», «Морские Комплексы и Системы»,HyperMethod IBS и на предприятиях концернов «Океанприбор», «РТИ системы», «ЦНИИ «Электроприбор», «РАСофт» и др. По итогам прохождения практики многие студенты трудоустраиваются на условиях неполной занятости и могут совмещать трудовую деятельность с обучением в вузе.
Результаты освоения программы
Объекты профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 231000 «Программная инженерия»: программный проект (проект разработки программного продукта); программный продукт (создаваемое программное обеспечение); процессы жизненного цикла программного продукта; методы и инструменты разработки программного продукта; персонал, участвующий в процессах жизненного цикла программного продукта.
Выпускник этого направления должен уметь (в том числе):
- Заниматься построением моделей программных проектов и программных продуктов с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования
- Заниматься сбором и анализом требований заказчика к программному продукту, помогать заказчику в оценке и выборе вариантов программного обеспечения
- Проектировать и конструировать компоненты программного обеспечения (кодирование, отладка, модульное и интеграционное тестирование)
- Выполнять измерения и рефакторинг кода в соответствии с планом
- Заниматься разработкой тестового окружения и созданием тестовых сценариев, применять средства автоматизированного проектирования, разработки, тестирования и сопровождения программного обеспечения
- Осваивать и применять методы и инструментальные средства управления инженерной деятельностью и процессами жизненного цикла программного обеспечения
- Осуществлять контроль, оценку и обеспечение качества программной продукции
- Участвовать в разработке методик обучения технического персонала и пособий по применению программных систем, проводить консультирование, обучение и аттестацию пользователей программных систем
- Планировать и координировать работу по настройке программного продукта, вводить в эксплуатацию программное обеспечение (осуществлять инсталляцию, настраивать параметры, адаптировать, администрировать)
- Осуществлять профилактическое и корректирующее сопровождение программного продукта в процессе эксплуатации
Получаемые квалификации и будущие профессии:
- Программист,
- Инженер-конструктор программного обеспечения,
- Инженер-проектировщик программных систем,
- Специалист по тестированию программного обеспечения,
- Специалист по разработке программно-информационных систем,
- Специалист по программной инженерии,
- Специалист по управлению программными проектами,
- Специалист по системному администрированию.
- Системный архитектор,
- Системный программист,
- Системный аналитик.
Ключевые моменты
- неограниченные возможности реализации потенциала студентов.
- возможность продолжить обучение в магистратуре,
- участие студентов в инновационных разработках, ведущихся на кафедрах и на факультете;
- возможна зарубежная стажировка – Финляндия, Германия.
- современно оснащенные учебно-научные лаборатории и Ресурсный центр.