Программа прошла процедуру международной аккредитации и сертифицирована немецким агентством FIBAA (Foundation for International Business Administration Accreditation).
Современные тенденции, обусловленные процессами глобализации, изменением геополитических основ, быстрым развитием технологий, усложнением принятия управленческих решений, повысили роль и значимость разрабатываемой и реализуемой экономической политики, стимулирующей рост национальной экономики и предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов. Одновременно меняются требования к качеству специалистов в области экономики, которые должны ориентироваться в происходящих экономических процессах, знать новые механизмы, методы и инструменты, позволяющие оптимизировать управленческие решения.
Обязательные дисциплины программы включают в себя дисциплины гуманитарного и социального цикла (история, философия, социология, основы права и др.), математического и естественнонаучного цикла (математический анализ, линейная алгебра, информатика, статистика, эконометрика, методы оптимальных решений и др.), экономического цикла (микро- и макроэкономика, экономика предприятия, финансы, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский и управленческий учет, мировая экономика, управление персоналом, логистика, институциональная экономика, деньги, кредит, банки, налоги и налогообложение и др.).
Дисциплины по выбору представлены такими дисциплинами как: Государственная социально-экономическая политика (в т.ч. обоснование направлений приоритетного развития отдельных территорий, отраслей и сфер экономики, стратегически значимых компаний, а также проводимых реформ в области здравоохранения, пенсионного обеспечения и др.), Государственное и муниципальное управление (взаимоотношения государственной и муниципальной власти, анализ антикризисных программ на государственном и региональном уровнях), Современная экономика России (основные проблемы и направления структурной трансформации, развития реального сектора экономики и реализация политики импортозамещения), Антикризисное управление, Регулирование финансового рынка и финансовых институтов (предпосылки и подходы к стабилизации денежно-кредитной и финансовой сфер экономики, совершенствованию и сочетанию их наднационального и национального регулирования, особенности функционирования отдельных финансовых институтов), Бюджетный федерализм (бюджетная система, межбюджетные отношения) т.д.
В рамках учебного процесса предусмотрены лекции с использованием мультимедийного оборудования; интерактивные формы семинаров и практических занятий; индивидуальное и групповое консультирование, а также самостоятельная работа студентов. На семинарских занятиях планируются: проблемные дискуссии; расчеты показателей оценки результативности разрабатываемой и проводимой социально-экономической политики на макро-, мезо- и микроуровнях, финансовых решений и параметров состояния компании, эффективности инвестиционных решений; осуществление оптимизации структуры источников финансирования; промежуточные аттестации и итоговое тестирование.
Интерактивная форма занятий предполагает следующие виды:
-
анализ конкретных ситуаций – 1) ситуаций (примеров), подтверждающих необходимость экономических реформ, и их направления; 2) проблем формирования доходной части разных уровней бюджетной системы; 3) особенностей регулирования и функционирования корпораций с государственным участием; 4) сложность вариантов получения финансово-кредитных ресурсов; 5) влияние современного кризиса на изменение структуры источников финансирования российских регионов и отдельных компаний; 6) оценка и анализ жизнеспособности реального проекта;
-
работа в малых группах (в т.ч. индивидуальные домашние задания) с последующим обсуждением сформулированных предложений по 1) разработке и изменению экономических и финансовых стратегий; 2) разработке маркетинговой стратегии компании; 3) разработке системы мотивации персонала;
-
деловые игры и тренинги - «сложный подчиненный», «особенности-преимущества-ценности», стадии жизненного цикла организации и др.;
-
проведение мозгового штурма по выбору оптимальной структуры расходов региона, организационной структуры компании;
-
проведение дискуссий по экономическим и финансовым проблемам государства, отдельных регионов и компаний, проблемам финансирования их деятельности.
Профиль «Национальная экономика» предполагает уход от узкой специализации по отдельному сегменту и направлен на формирование у студентов глубоких и комплексных знаний:
-
направлений и инструментов государственной социально-экономической политики;
-
механизмов регулирования субъектов экономики, роль которого возрастает вследствие сохранения кризисных тенденций и ухудшения внешней конъюнктуры;
-
основ организации, планирования, оценки результативности и прогнозирования деятельности субъектов экономики, позволяющих работать на макро-, мезо- и микроуровнях;
-
среды осуществления предпринимательской деятельности;
-
экономико-правовых и организационных основ бизнеса;
-
особенностей функционирования субъектов экономики в условиях экономической нестабильности.
Процесс обучения направлен на формирование следующих компетенций:
-
осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для выявления тенденций и оценки результативности деятельности государственных и муниципальных органов, отдельных организаций, по принятию решений в части оптимизации экономических и финансовых стратегий на макро- и микроуровне, совершенствованию социально-экономической политики государства и его субъектов;
-
на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать, анализировать и прогнозировать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие изменения макроэкономической ситуации, а также деятельность субъектов экономики;
-
анализировать и интерпретировать экономическую, финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в документах Правительства и отчетности организаций и использовать полученные сведения для повышения эффективности деятельности как на макроуровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов;
-
используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор или аналитический отчет;
-
разрабатывать и принимать управленческие решения на макро, мезо- и микроуровне с учетом текущего состояния экономики и геополитической ситуации.
Студенты проходят практику в крупных российских и международных компаниях: Siemens, LG Electronics, Hirsh International; Price Waterhouse Coopers (PWC); Сбербанк России, Citibank; в государственных учреждениях РФ: Государственная Дума, Министерство экономического развития, Федеральное Казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба; в посольствах зарубежных стран.
Отличительными особенностями профиля «Национальная экономика» являются:
-
концентрация на экономических и социальных аспектах деятельности субъектов экономики на макро-, мезо- и микроуровнях;
-
углубленное изучение стратегических альтернатив государства и организаций;
-
оценка возможностей повышения конкурентоспособности экономики страны и ее субъектов в условиях усиления интеграционных процессов на страновом (ЕАЭС, БРИКС и др.) и корпоративном уровнях (ТНК);
-
изучение положительного зарубежного опыта государственного регулирования развития национальной экономики и возможностей его использования в России;
-
акцент на повышение устойчивости экономики и формирование национальной инновационной системы в перспективе;
-
широкий спектр прикладных аспектов.